Loading

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА


  ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат (ос), или Ликей (Λύκειον) (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин), философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова περίπατος - «(крытая) галерея», служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина «стоики» от «стоа» - «портик»), приобретенная вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от περιπατέω - прогуливаюсь.
    Хронологически различают: 1) перипатетиков 4-2 вв. до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1-3 вв. н. э., частично совпадающих с кругом комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных со школьной традицией в Ликее и относящихся главным образом к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греческом аристотелизме и аристотеликах. Схолархи Перипатетической школы 1-го периода: Аристотель (335/4-323/2); Теофраст (323/2-288/6); Стратон из Лампсака (287/6-269/8); Ликон из Троады (272/68-228/5); Аристон Кеосский (228/5 —?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/5); Диодор из Тира - приблизительно до ПО; Эримней - ок. 100 до н. э. К 1-му поколению перипатетиков - непосредственных учеников Аристотеля - принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматические аристотелики), Гераклид Понтийский(связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксенк ним близок по возрастуДеметрий Фалерскийк 4-3 вв. относятся Хамелеонт из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в. - Иероним Родосскийок. 200 -Гермипп из Смирны, 2 в. - Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4-2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комментариями в собрании Ф. Верли.
    Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация научной работы между отдельными членами Перипатетической школы) с функциями высшей школы афинской молодежи; лекции Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевропейское понятие лицея). Последним крупным систематиком и теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из Перипатетической школы (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистической Академии): большинство перипатетиков 3—2 вв. занимаются историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой - феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону («География» XIII1, 54), Теофраст завещал ее вместе со своими книгами Нелею из Скепсиса (Мал. Азия), наследники Не лея свалили ее в подвал, где она пролежала около 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своем распоряжении только опубликованные научно-популярные («эксотерические») диалоги. В 1 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон Теосский. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы).
    Перипатетическая традиция от Андроника до Александра Афродисий-ского основательно изучена в капитальном труде: P. Moraux. Der Aristote-lismus bei den Griechen. Bd. I—III (В., 1973-2001). Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к перипатетикам 1 в. до н. э. принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значительной мере - плодовитый доксограф АрийДидим. Предполагаемые схолархи школы после Андроника: Кратипп (ок. 45 до н. э.), Ксенарх, Менефил (кон. 1 в. до н. э.), Аспасий, Термин (ок. 160), Александр из Дамаска (ок. 170), Аристокл из МессеныСосиген, Александр АфродисийскийАммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Зги (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 в., учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ямвлиха), автор «О декаде» (ок. 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались главным образом текстологией и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э. - Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. собственно перипатетическая традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4 в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.
    Фрагм.: Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar. Hrsg. von F. Wehrli. Bd. 1-Х. Basel; Stuttg., 1967-1969; Suppl. Bd. 1-2, 1974-1978.
    Лит.: Brink К. О. Peripatos, - RE Suppl. VII, 1940, col. 899-949; During I. Aristotle in the ancient biographical tradition. Göteb., 1957; Lynch J. P. Aristotle's school. A study of a Greek educational institution. Berk.; L. Ang.; L., 1972; Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronicos bis Alexander von Aphrodisias. Bd. 1-3. В.; Ν. Υ., 1973— 2001; Donini P. L. Tri studi suH'aristotelismo nel II secolo d. С Tor., 1974; Gottschalk H. В. Aristotelian Philosophy in the Roman World from the Time of Cicero to the End of the Second Century A.D., - ANRW II, 36. 2, 1987, p. 1079-1174; GrayeffF. Aristotle and his School. L., 1974; Wehrli F. Der Peripatos bis zum Beginn der römischen Kaiserzeit, - GGPh, Antike 3, 1983; Natali С Bios Theoretikos. La Vita di Aristotele e l'Organizatione délia sua Scuola. Bologna, 1991; Sharpies R. W. The Peripatetic school, - Routledge History of Philosophy. Vol. 2. From Aristotle to Augustine. Ed. by D. Furley. N. Y., 1997 (repr. 2001), p. 147-187 (p. 173-187 библ.).
    А. В. ЛЕБЕДЕВ

Няма коментари:

Публикуване на коментар