- ПЛАТОНИЗМ
- — 1) в узком смысле — направление позднеантич. философии 1 в. до н.э. — нач. 3 в. н.э.; более точное его обозначение в современной литературе — средний П. в отличие от неоплатонизма;
- 2) в широком смысле — всякое филос. направление, опирающееся на учение Платона. Необходимый элемент П. — противопоставление чувственному миру мира сверхчувственного. В дуалистических системах П. материя понимается в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, с благом, а в монистических идеалистических — как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности П. представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним П., неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма, эксплуатировавшими ряд понятий и представлений П. В Средние века и в Новое время вплоть до 19 в. П. выступает преимущественно в виде неоплатонизма и его ответвлений.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ПЛАТОНИЗМ
- 1) в узком смысле — направление позднеантич. философии 1 в. до н. э.— нач. 3 в. н. э.; более точное ого обозначение в совр. литературе — средний платонизм. 2) В широком смысле — всякое филос. направление, опирающееся на учение Платона, Необходимый элемент П.— противопоставление чувств. мира миру идей. В дуалистич. системах П. материя понимается в качестве самостоят. начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, благом, а в монистических идеалистич. — как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности П. представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним П., неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма. В ср. века и в новое время вплоть до 19 в. П. выступает почти исключительно в виде неоплатонизма и его ответвлений.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ПЛАТОНИЗМ
- 1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в др. философские системы. Платонизм, сначала в виде «раннего платонизма», имел своих представителей в трех платоновских Академиях (в первой – Севсипп, Ксенократ; во второй – Аркесилай, Карнеад; в третьей – Антиох из Аскалона, учитель Варрона и Цицерона). К «среднему платонизму» принадлежат, напр., Цельс и Плутарх. Третьей, и наиболее значительной, формой платонизма был неоплатонизм. В средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. Европейская философия). Интерес к нему возродился на Западе в результате основания во Флоренции философом Марсилио Фичино платоновской Академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в Англии. В Германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием англ, философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с Лейбница начинается историческое понимание первоначального платонизма. В настоящее время философия Платона часто исследуется с точки зрения ее иррационалистического характера.
- ПЛАТОНИЗМ
- идеалистич. направление антич. философии, основанное на учении Платона и развивавшееся вплоть до возникновения неоплатонизма (4 в. до н.э. – 3 в.). П. состоит в основном из теории идей. Платоновская идея есть предельно обобщенное жизненно функциони-рующее логич. понятие, содержащее в себе принцип и метод, или причину осмысления каждой вещи, обладающая художеств. структурой и образующая специфич. субстанциальную действительность и ее цель. Материя для П. есть отражение и истечение идеи. Эти моменты платоновской философии в разные периоды П. получали разнообразную трактовку.Осн. гносеологич. причиной возникновения П. были недостатки др.-греч. космологии, к-рая не могла справиться с такими проблемами, как становление (ее рассмотрение вело ко всеобщей неразличимости вещей и, следовательно, к своеобразному нигилизму) или индивидуальность (рассмотрение к-рой атомистами приводило к невозможности объяснить текучую действительность геометрич. атомами, лишенными всяких реальных физич. св-в). Возникла потребность создать такую концепцию действительности, к-рая в своей основе состояла бы из нематериальных атомов, но в условиях применения диалектич. метода обосновывала бы материальную текучесть вещей. Др. словами, если древний натурфилос. космос был проблемой по преимуществу чувств. восприятия или такого чувств. восприятия, к-рое не отличимо от разумного постижения, то в 5 в. до н.э. этот космос уже превратился в проблему сознания, или разума, что и дало свои результаты в виде философии Платона и его школы. Социально-политич. предпосылки возникновения П. состояли в том, что обществ. отношения рабовладельч. формации уже далеко ушли от примитивной, непосредственной физич. эксплуатации раба. Теперь стало выгодным эксплуатировать раба и духовно. Это открывало новые горизонты для духовного развития, в результате чего старый натурфилос. космос тоже превратился в проблему разума и духа. Это вызвало к жизни такую философию, как П., начинающую учить о материи как об отражении и истечении духа и в то же самое время подвергшую материальный космос небывало тонкой логич. разработке, превратившую также и эту логич. разработку в проблему духа. Однако это "духовное" понимание материального мира необходимо приводило к старой натурфилософии, но уже на новых, априорных и духовных началах. Поэтому философия самого Платона и П., учившая не столько о вещах, сколько об идеях вещей, становилась идеологией людей, бессильных исправить свое положение и устремлявших свой взор в идеальный мир. П. стал философией реставрации, консервативной, а подчас реакционной философией. Однако в определенной исторической обстановке Π. в дальнейшем (в неоплатонизме) играл иногда и прогрессивную роль.Первые преемники Платона не подвергли существ. развитию его идеи (см. Академия платоновская). Дело стало меняться с 1 в. до н.э., когда Посидоний решительно повернул П. на путь строгой систематизации, по преимуществу на основе комментария одного из наиболее систематич. произведений Платона – "Тимея". Так возник стоич. П., к-рый держался еще долго после Πосидония, найдя для себя большую опору в богословии Филона Александрийского, в гностицизме, в герметизме и во всей доникейской патристике, а во 2–3 вв. н.э. у Нумения, учителя Плотина и Оригена. Против стоич. П. выступило направление, к-рое тяготело к Аристотелю и к 3 в. одержало решит. победу со своим рационализмом и диалектикой над мифологией стоич. П. (см. П. П. Блонский, Философия Плотина, М., 1918, с. 11–27). Именно уже Антиох из Аскалона успешно боролся со стоич. этикой в пределах Академии, Гай (платоник 1-й пол. 1 в. н.э.) со своим учеником Альбиной, а также при участии Апулея, Кальвисия Тавра, Аттика и вообще пифагорействующих аристотеликов этого века постепенно изгоняли стоицизм из стоич. П. Аммоний Саккас создал учение об идеальном мире в стиле Платона и Аристотеля и освободил также и учение о душе от методов стоич. натурализма. Нумений тоже стоял на путях этого синтезирования П. с аристотелизмом, но ему мешала в этом связанность с иудейскими и инд. богословием. Т.о., начиная c l в. до н.э. платоники, используя Аристотеля и пифагорейцев, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, к-рые в известной степени, остались еще у самого Платона и весьма окрепли в век эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. В результате этой почти трехвековой борьбы в 3 в. н.э. появляется неоплатонизм – тщательно разработавший систему Платона. В дальнейшем П. фигурировал гл. обр. именно в виде неоплатонизма.Лит.: Гиляров Α., Платонизм как основание совр. мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии, М., 1887; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 249–258; Höfer Р., Die Bedeutung der Philosophie für das Leben nach Piaton, Gött., 1870; Stein H. von, Sieben Bücher zur Geschichte des Piatonismus, Tl 1–3, Gött, 1862–75; Keller L., Die Akademien der Platoniker im Altertum, nebst Beiträgen zur Geschichte des Piatonismus in den Christi liehen Zeiten, "Monatshefte der Comeniusgesellschaft", В., 1899; Archer-Hind R.D., Some remarks on the later Platonism, "J. of Philology", 1904, v. 29, No 58; Glawe W., Die Hellenisierung des Christentums, В., 1912; Frankl W. M., Platonismus, "Arch. für Geschichte der Philosophie", 1910, Bd 23, H. 4; Adam J., The vitality of Platonism and other essays, Camb., 1911; Leisegang H., Die Begriffe der Zelt und Ewigkeit im späteren Platonismus, Münster, 1913; Duhem P., Le système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic, t. 1, P., 1913; More P. K., Platonism, Princeton, 1917; Billings Th., The Platonism of Philo Judaeus, Chi., 1919; Burnet J., Platonism, Berk. (Calif.), 1928; Shore y P., Platonism ancient and modem, Berk. (Calif.), 1938; Moreau J., La construction de l'idéalisme platonicien, P., 1939; Méautis G., Platon vivant, P., [1950]; Merlan P., From Platonism to Neoplatonism, The Hague, 1953; Vogel С. J. de, Problems concerning later Platonism, "Mnemosyne", 1949, ser. 4, v. 2, fasc 3; Dörrie H., Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelpiatonismus, в кн.: Les sources de Plotin, Gen., 1960; Hoffmann E., Platonismus und christliche Philosophie, Z.–Stuttg., 1960. См. также лит. при ст. Неоплатонизм и Платон.А. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.- ПЛАТОНИЗМ
- ПЛАТОНИЗМ — 1) в узком смысле — направление позднеантической философии 1 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э.; более точное его обозначение в современной литературе — средний платонизм в отличие от неоплатонизма. 2) В широком смысле — всякое философское направление, опирающееся на учение Платона. Необходимый элемент платонизма — противопоставление чувственному миру мира сверхчувственного. В дуалистических системах платонизма материя понимается в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, благом, а в монистических идеалистических — как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности платонизм представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним платонизмом, неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма, эксплуатировавших ряд понятий и представлений платонизма. В Средние века и в Новое время вплоть до 19 в. платонизм выступает преимущественно в виде неоплатонизма и его ответвлений.Ю. А. Шичалин
- Платонизм — Статья по тематике Древнегреческая философия Предфилософская традиция (VIII VII вв. до н. э.) … Википедия
- ПЛАТОНИЗМ — 1) совокупность всех особенностей учения греческ. философа Платона: 2) в истории христианских учений стремление некоторых учителей Церкви совместить философию Платона с положениями христианства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
- ПЛАТОНИЗМ — ПЛАТОНИЗМ, общий термин для обозначения традиций, связанных с восприятием и интерпретацией философии Платона. Последователи Платона получили в Античности наименование «платоников» (οἱ Πλατωνικοί), следование его философии «философствованием… … Античная философия
- платонизм — влечение, служение Словарь русских синонимов. платонизм сущ., кол во синонимов: (2) • ↑влечение (52) • ↑служение (7) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
- ПЛАТОНИЗМ — ПЛАТОНИЗМ, в широком смысле течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях); в более узком направление в древнегреческой философии … Современная энциклопедия
- ПЛАТОНИЗМ — в широком смысле идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях). В более узком смысле направление в древнегреческой философии с 4 в. до н. э. (см. Академия платоновская, Средний платонизм) … Большой Энциклопедический словарь
- ПЛАТОНИЗМ — ПЛАТОНИЗМ, платонизма, мн. нет, муж. (филос.). Идеалистическая философия древнегреческого философа Платона (427 348 гг. до н.э.), основным пунктом которой было учение о вечных идеях неизменных образах изменчивых вещей. Толковый словарь Ушакова. Д … Толковый словарь Ушакова
- платонизм — а; м. 1. Идеалистическое направление в философии, развивающее идеи древнегреческого философа Платона (427 347 гг. до н.э.) о вечных и умопостигаемых прообразах изменчивых и проходящих вещей, которые суть лишь отражение и подобие прообразов ( идей … Толковый словарь русского языка Кузнецова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.См. также в других словарях:
Няма коментари:
Публикуване на коментар